Налоговый маневр в нефтяной отрасли 2022

Что это такое

Фискальный маневр нефтяной отраслиЛюбой фискальный маневр предполагает изменение системы налогообложения и сбора платежей в бюджет. В зависимости от целей, преследуемых законодателем, направления маневрирования могут предусматривать замену одного или нескольких налогов другими налогами, пропорциональное перераспределение доходов бюджета, введение защитных пошлин и мер стимулирования национальных компаний.

В нефтяной отрасли регулярно проводятся фискальные маневры. В 2018 году рассматривался очередной блок изменений в Налоговый кодекс РФ, который станет четвертым маневром для нефтяной отрасли. Суть фискального маневра в нефтяном секторе заключается в следующем:

  • в период с 2019 по 2024 годы будет происходить постепенное снижение и отказ от акцизов на экспорт масел и ГСМ за границу (в 2024 году ставка акциза должна быть равна 0, за исключением некоторых видов добываемой нефти);
  • в период с 2019 по 2021 годы ставки СКР (налога на добычу полезных ископаемых) будут повышены при сохранении существующих льгот и преференций;
  • будет введен обратный акциз на топливо для компаний, производящих и продающих горюче-смазочные материалы на внутреннем рынке, что должно устранить риски роста оптовых и розничных цен;
  • ожидается введение дополнительных мер поддержки реализации горюче-смазочных материалов внутри страны и замедление роста цен.

Детали фискального маневра, точные даты и ставки обсуждались еще до октября 2018 года. Для обсуждения показателей реформы были учтены аргументы представителей национального НПК. Осенью окончательные данные и положения маневра были рассмотрены законодателем и приняты в виде поправок в Налоговый кодекс РФ. Новые правила вступят в силу с января 2019 года, а окончательный вариант реформы будет завершен к 2024 году.

Дилемма плавающих акцизов

Регулирующие органы также идут на принудительные налоговые компромиссы в отношении нефтепереработки. В конце мая правительство согласилось снизить акцизы на бензин пятого класса и дизельное топливо на 3 000 и 2 000 рублей соответственно (до 8 213 и 5 665 рублей). В то же время правительство отменило запланированное повышение с 1 июля.

Такое решение было принято через неделю после того, как замминистра финансов Илья Трунин публично выразил несогласие с инициативой о введении плавающих акцизов на бензин, озвученной главой Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорем Артемьевым. В середине мая он предложил привязать акцизы на топливо к ценам на нефть, в зависимости от которых теперь меняются ставки налогов на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины.

Идея плавающих акцизов была поддержана Минэнерго, но Минфин был категорически против: их введение привело бы к нестабильности акцизов, 57,1% которых сейчас идут в региональные бюджеты, а 42,9% — в бюджет федеральный.

Однако сразу же за этим последовало снижение акцизов. За счет чего на консолидированный баланс в этом году, по словам министра финансов Антона Силуанова, поступит менее 140 миллиардов рублей. Минфин намерен компенсировать дефицит доходов регионов, перечислив им 85% акцизов на нефтепродукты. Однако эта процедура будет действовать только до начала следующего года, когда акцизы должны будут вернуться на прежний уровень. Следовательно, правительству придется переосмыслить баланс акцизов между регионами и федеральным центром.

Итоговый баланс

В результате Россия стала получать больше налогов в целом, поскольку объемы как внутреннего потребления в России, так и объемов, которые будут потребляться Беларусью, облагались дополнительным налогом.

Правительство вернет нефтяной отрасли выгоды от дополнительного налогообложения внутреннего потребления. И можно предположить, что в этих объемах правительство России не выиграет и не проиграет. То есть он останется «со своим народом».

Но выгода от объемного налогообложения Минска пойдет на доходы российского государства. А по закону экономии денег у Минска будет меньше денег. В такой ситуации у белорусского правительства есть два варианта:

  1. Поднять внутренние цены на топливо.
    Этот шаг имеет катастрофические последствия:
  1. Экономичный — белорусские товары из-за топливной составляющей значительно подорожают и не будут конкурентоспособны на российском рынке.
  2. Политическое и социальное: народ Беларуси не понравится подорожанию автозаправочных станций. Кроме того, из-за потери российского рынка (позиция I) рабочие места начнут сокращаться.
  • Ищите финансирование для субсидирования топлива в вашей стране.
    Но если Россия получила их «автоматически» от повышения НДПИ, то в Беларуси их нет.

Что происходит с пошлинами

Такая нестабильность характерна не только для решений по акцизам, которые срочно снижаются из-за стремительного роста цен на бензин. Решение отказаться от снижения экспортной пошлины на нефть с 42% до 36% в 2016 году, предусмотренного в обмен на повышение базовой ставки НДПИ, было аналогичным, хотя и противоположного знака.

Этот «обмен» должен был стать частью фискального маневра, начавшегося в 2015 году со снижения экспортных пошлин с 59% до 42% и повышения базовой ставки НДПИ с 493 до 766 рублей за тонну. В 2016 году базовая ставка НДПИ была повышена до 857 рублей за тонну, а тарифы остались на уровне 42%: фактическое увеличение налоговой нагрузки правительство обосновало девальвацией, которая увеличила доходы нефтяников, получающих экспортную выручку, в рублях в иностранной валюте. Однако разумное фискальное решение не способствовало стабильности фискальной среды.

Риск фискальной нестабильности также присущ механизму обратного акциза, который, согласно предложению Министерства энергетики, должен восприниматься НПЗ со степенью переработки выше 65%. Этому критерию не соответствуют, например, Куйбышевский НПЗ в Роснефти с глубиной переработки 60,2% (по данным самой компании) и Киришский НПЗ в Сургутнефтегазе с 54,8% (по данным Минэнерго).

Регулирующим органам неизбежно придется учитывать неудовлетворенность участников отрасли введением обратного акциза, конфигурация которого, вероятно, будет меняться из года в год. Результатом будет сама финансовая неопределенность.

Нюансы налогового маневра

Нюансы фискального маневраЗачем нужен еще один фискальный маневр в нефтяном секторе? В настоящее время основным источником доходов нефтяной отрасли является акциз на экспорт сырой нефти, нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов. Акцизы напрямую связаны со ставками цен на нефть на основных мировых биржах и рынках, поэтому прогнозировать бюджетные показатели очень сложно.

Введение новых правил налогообложения и применение акцизов позволит бюджету снизить зависимость от мировых цен на нефть. Полностью игнорировать эти показатели невозможно, поэтому курсы обмена нефти будут применяться при введении дополнительных пошлин и оказании мер поддержки компаниям с большой долей отечественной добычи.

Основная цель маневра — постепенное увеличение доли НДПИ в доходах бюджета при одновременном снижении акцизов. На практике эти правила будут реализованы следующим образом:

  1. снижение ставок акцизов произойдет через 6 лет и завершится в 2024 году установлением нулевой ставки;
  2. налог на добычу полезных ископаемых (включая нефть) увеличится пропорционально, но выйдет на ожидаемые ставки к 2021 году;
  3. в период с 2019 по 2024 годы доля доходов бюджета от налога на добычу полезных ископаемых увеличится, а акцизная составляющая снизится.

После 2024 года все положения налоговой реформы окончательно вступят в силу.

Снижение акцизов на ГСМ неизбежно будет стимулировать рост экспорта. В таких условиях доля топлива, поставляемого на внутренний рынок, может значительно снизиться, что приведет к росту цен на СЗС. Чтобы избежать таких последствий, государство вводит ряд преимуществ и преференций для производителей, работающих на внутренний рынок:

  • обратный акциз будет выплачиваться компаниям, занимающимся переработкой и продажей ГСМ на внутреннем рынке;
  • компании, внесенные в санкционные списки США и стран ЕС, могут рассчитывать на предоставление обратного акциза (для них обязательство проводить модернизацию будет необязательным);
  • дополнительные меры поддержки будут предоставлены компаниям, модернизирующим производство или предоставившим 3-летнюю гарантию на модернизацию (точный пакет льгот будет сообщен до конца года);
  • введены логистические коэффициенты для расчета отчислений по акцизу на переходный период (чем больше топлива поступает на внутренний рынок, тем больше отчисление);
  • предусматривается введение защитных пошлин на реэкспорт и реимпорт масел и горюче-смазочных материалов.

Логистические коэффициенты будут варьироваться в зависимости от региона, в котором находится предприятие NPK. Самый высокий показатель коэффициента введен для предприятий Хакасии и Красноярского края (1,5). Логистические коэффициенты останутся в силе даже после завершения фискального маневра.

При расчете обратных акцизов и логистических коэффициентов также будут приниматься во внимание другие факторы:

  1. доля качественного топлива в общем объеме производства предприятия;
  2. мировые цены на нефть и нефтепродукты;
  3. средний показатель оптовых цен на внутреннем рынке РФ;
  4. индикаторы экспортных цен, альтернативные нефти.

Прогнозируемое увеличение доходов бюджета от фискального маневра к 2024 году достигнет 1,6 трлн руб. Существующие льготы по добыче полезных ископаемых останутся неизменными. На них могут рассчитывать геологоразведочные компании, а также компании, добывающие нефть на удаленных территориях и незначительных месторождениях.

Белорусский фактор

«Чисто бухгалтерская процедура» на самом деле имеет значительный положительный экономический и политический эффект.

Дело в том, что ранее Беларусь получала российскую нефть без уплаты таможенных пошлин.

Более того.

Изначально предполагалось, что Беларусь будет беспошлинно получать нефть только в объеме, равном ее внутреннему потреблению. При превышении этого объема ей приходилось возвращать нефтепродукты в Россию по внутренним российским ценам. Но Беларусь предпочла не возвращать нефтепродукты в Россию, а продавать их в третьи страны, где цена, конечно, была и выше! По этой причине между Минском и Москвой периодически возникали очаги напряженности.

Но когда налоговое бремя было перенесено с экспортной пошлины, которая обнулялась, на НДПИ, Беларусь начала получать нефть из России по мировым ценам. Политические цели и последствия такого шага мы оставим за рамками данной статьи. Сосредоточимся на экономических.

В экономическом отношении Россия стала получать больше налогов, поскольку объем нефти, полученной Беларусью для внутреннего потребления или незаконной продажи в третьи страны, ранее не облагался таможенными пошлинами. Теперь этот объем также облагается НДПИ, как и все поставки, в том числе внутри России. То есть, по сути, Беларусь начала покупать российскую нефть по мировым ценам, а Россия получает полные налоговые вычеты с нефти, которая поставляется в Беларусь.

Дотирование нефтяной отрасли

И государство пошло субсидировать внутренние цены!

Формально кажется, что небо упало на землю. Фактически, совсем недавно Обама, который в то время еще был главой Соединенных Штатов, называл Россию как страну заправочной станцией. То есть страна, которая существует только благодаря тому, что получает доход от нефтепродуктов. А потом оказывается, что Россия потратит деньги на нефтепродукты! К тому же объем этих затрат очень значителен — около 500 млрд руб. Точная цифра станет известна только в конце года, так как она будет зависеть от мировых цен на нефть.

Как это возможно, что, следуя «чисто бухгалтерской процедуре», Россия накапливает убытки от торговли нефтью, по крайней мере, внутри страны, вместо того, чтобы получать прибыль?

Оцените статью
Блог про нефтепереработку